Студия интеллектуального развития "Умные детки"

 

Навигация

Система управления

Консультация психолога

В студии интеллектуального развития "Умные детки" проводятся консультации психолога по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также диагностика готовности к школьному обучению. Консультации проводит детский педагог-психолог.                                               

 

 

                          Готовность к школе.

Очень важный и ответственный момент в жизни ребёнка и родителей - поступление в 1 класс. Часто родители задаются вопросом, что должен уметь ребёнок к концу старшего дошкольного возраста и как подготовить ребёнка к школе?  Обучение - это целенаправленное взаимодействие педагогов, родителей и детей, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе.

В основе обучения лежат  умения, навыки и знания.

 

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.

 

 Навыки– способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.

 

          1. Мотивационная готовность.  Желание идти в школу, потребность в получении новых знаний. Задайте ребенку несколько вопросов: "Хочешь ли ты идти в школу?", "Что в ней самое важное?", "А что самое интересное?" Ребёнок должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новую игрушку. Если окажется, что ребенок имеет о школе весьма приблизительное представление, что ему не интересно даже говорить о ней, нужно всерьез задуматься о формировании у него мотивационной готовности. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам хотел учиться, а не шёл в школу, потому что этого хочет мама, потому что все дети учатся.

 

           2. Эмоциональная  зрелость представляет собой возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение регулировать и контролировать своё  поведение. В школе ребёнок встретится с необходимостью делать не то, что хочется, а то, что нужно, и если он не приучен к этому, ему будет трудно привыкать к дисциплине, подчинять свои желания требованиям учителя и интересам класса. Ребёнок должен уметь оценивать свою работу  и работу других детей, культурно общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.         

 

         3. Социальная зрелость. Потребность в общении со сверстниками, умение строить взаимоотношения в коллективе сверстников, способность выполнять  роль ученика в ситуации школьного обучения).

  Очень важно развитие социальных умений, таких как умение:

   слушать объяснения учителя,  понимать инструкцию и следовать ей  при выполнении задания.

 

          4. Физиологическая зрелость.  Готовность организма ребёнка справляться с нагрузкой в школе. Физическое развитие ребёнка должно соответствовать возрастным нормам.

 

           5. Развитие мелкой моторики руки . Умение ребёнка ориентироваться на листе бумаги, срисовывание несложного узора по клеточкам с  образца, рисование узора под диктовку , где уделяется внимание величине, направленности завитков, ритмичности рисования, равномерности и нажима, плавности и аккуратности выполнения).

 

           6. Интеллектуальная готовность, т.е. соответствующий запас знаний и представлений, умение выполнять умственную работу. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны и  чётки. К 6-7 годам ребенок обычно владеет значительным словарным запасом. Многие дети читают, умеют писать слова и цифры. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверены в собственных силах и имеют большее желание учиться.

 

                                      *Ориентировка  в окружающем мире

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Где они работают и кем?

Как называется город, в котором ты живёшь?

Назови свой домашний адрес.

Есть ли у тебя сестра, брат?

Сколько ей (ему) лет?

На сколько она (он) младше (старше) тебя?

Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

Где правая (левая) рука?

Дни недели, части суток, времена года (их признаки и особенности)

 

                                          *Мышление:

  умение объединять и классифицировать  предметы в группы по общим существенным признакам (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные, птицы, насекомые и т. д.), умение  рассуждать, способность находить сходства и различия разных предметов при   сравнении (например, сравнение кошки и лисы; яблока и лимона).

                                           *Развитие речи:

  умение располагать 4-5 картинок в соответствии с развитием изображённого сюжета с последующим составлением логически связного рассказа,  пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Умение прочитать и пересказать короткий текст.

 

                                           *Математика:

счёт  в пределах 20, умение  считать от любого числа (например, от 5 до 17)

сравнение  группы предметов, чисел  -   больше, меньше или равно, умение

решать простые арифметические задачи.

 

 

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребёнок – это не одно и то же.

 

 Оценить развитие будущего первоклассника можно самостоятельно или проконсультироваться у детского психолога, который подскажет, над чем стоит ещё поработать до школы.

               

                            

                 Гиперактивный ребёнок и ребёнок холерик.

 

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в магазине, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных, живых и активных.

Понятие "гиперактивность" включает в себя следующие признаки:

 

- Ребенок суетлив,  часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.

 

- Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.

 

- Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть.

 

- Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.

 

- Ребенок всегда нацелен на движение.

 

 

Ребёнок холерик.

 Каждый человек рождается с определённым набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте.

 

Холерик- человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением.

Дети-холерики активны, подвижны, общительны, вспыльчивы, несдержанны, нетерпеливы. Все реакции такого ребенка бурные. Они не просто смеются, а хохочут, не сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом холерик способен заниматься долго, в состоянии преодолевать большие трудности. Однако увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому, внезапно прекращая свою работу. Холерики подвержены быстрой смене настроения (радость мгновенно переходит в беспокойство и раздражительность, а печальное состояние может вдруг обратиться в невиданную активность).  

Такие дети любят подвижные коллективные игры, стремятся в них выполнять главную  роль. Однако игр, где необходима сдержанность, они избегают.  Все процессы в организме ребенка холерика идут быстро -это касается как запоминания новой информации, так и забывания её.Попадая в коллектив, холерик вынужден подстраиваться под режим, подавляя свои эмоции и желания. Если своеволие и избыток энергии приходится сдерживать или прятать в детском саду и в школе, то дома такое табу автоматически снимается, и ребенок сполна компенсирует недавнюю невозможность реализации своего темперамента. Попадая в коллектив, холерик вынужден подстраиваться под режим, подавляя свои эмоции и желания. Если своеволие и избыток энергии приходится сдерживать или прятать в детском саду и в школе, то дома такое табу автоматически снимается, и ребенок сполна компенсирует недавнюю невозможность реализации своего темперамента.

Советы родителям ребёнка холерика.

1. Постарайтесь уделять больше времени ребенку: играйте в игры, читайте, ходите на прогулки, занимайтесь лепкой и рисованием. Учите его переключать внимание с одного занятия на другое.

2. Дети холерики достаточно сильно чувствительны к критике, поэтому по возможности не повышайте голос, даже строгие замечания  можно делать спокойным голосом. 

3. Научить ребенка холерика доводить начатые дела до конца не так уж просто, но возможно. Главное, чтобы у малыша был какой-то стимул.